Взаимодействие мамы и малыша с помощью музыки "Музыкальное развитие ребенка от рождения до 2 лет"
Взаимодействие мамы и малыша с помощью музыки
(Музыкальное развитие ребенка от рождения до 2 лет)
Статью подготовила музыкальный руководитель детского сада № 250 Центрального района Санкт-Петербурга Мартьянова Юлия Владимировна
«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления» (В.А.Сухомлинский)
Мир, окружающий новорожденного - это множество разнообразных звуков, из которых младенец безошибочно выделяет голос матери. Задача мамы- познакомить ребенка со звуками этого мира. Самая лучшая для новорожденного первая музыка- мамины песни и колыбельные.
На втором месте по степени воздействия на ребенка находится классическая музыка. Внимательные мамы заметят, что у младенца, когда он слушает хорошую музыку, проявляется двигательный и эмоциональный отклик на нее: малыш оживляется, пробует находить взглядом источник звука. В огромном классическом наследии есть из чего выбрать для маленького ребенка- это произведения Моцарта, Чайковского, Шопена. Мамы должны сначала послушать музыку сами, а затем включить понравившиеся мелодии своему ребенку.
Для того чтобы развивать музыкальность ребенка, важно сделать музыку частью его повседневной жизни. Не стесняйтесь петь ребенку, обыгрывайте пением разные ситуации. Издавна на Руси во время переодевания младенца, купания или когда ребенок агукает, ему напевали:
Ах, поет, поет соловушка!
Ах, поет, поет, молоденький,
Хорошенький, пригоженький.
Когда малыш просыпается и потягивается, можно напеть ему:
Тяги, тяги, потягушки,
На Ванюшу подрастушки,
В ручки хватушки, в роток говорок,
А в головку разумок!
Когда ваш малыш чуть подрастет, попробуйте научить его немного двигаться под музыку. Берите ребенка на руки и танцуйте вместе с ним. Чаще пойте ему различные песенки, потешки. Эти песенки- игры приятны, радостны и доставляют ребенку удовольствие. Для них не нужно специально выделять время или особыми приемами привлекать внимание малыша. Очень нравится малышам скакать у мамы на коленях под такие песенки.
Лошадка
Мы поскачем- скачем-скачем,
Скачем на лошадке!
Мы не плачем, нет, не плачем-
Все у нас в порядке!
Если детские песенки стали частью вашего общения с ребенком, начинайте их исполнять, аккомпанируя себе на каких-нибудь детских музыкальных инструментах, например погремушках, маракасах. Наверняка ваш сын или дочка захотят тоже потрясти погремушкой, как мама. Попробуйте спеть и сыграть вместе с ребенком. Дайте ему погремушку, затем пойте песенку и помогайте звенеть погремушкой. Для такого музицирования подбирайте спокойные песенки:
Ходит слон
Динь- дон, динь- дон,
В переулке ходит слон.
Старый серый сонный слон.
Динь- дон, динь- дон.
Попробуйте сами придумывать что-либо подобное, ведь малыши просто обожают такие забавы. Мотив у ваших песенок может быть самым простым, главное- пойте их с радостью. Эти игры и музыкальные забавы являются не чем иным, как первыми уроками музыки, только обучение в них происходит незаметно для ребенка.
Если вы наполнили вашу с ребенком жизнь светлой и радостной музыкой, если музыкальные игры стали частью вашего общения с малышом, то к двум годам у него сформируются вполне определенные навыки. Двигаясь под песенки, малыш начинает ощущать их ритм, у него развивается музыкальный слух и память.
Итак, с помощью простых занятий вы сумели заложить основу для дальнейшего развития музыкальности ребенка.
С самого раннего возраста, обучая своих детей, мамы не только дают своим детям знания, не только развивают их способности, но и помогают расти и крепнуть чувству взаимной любви!