Предметно-пространственная развивающая среда
Организация предметно-развивающей среды
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.
При организации деятельности учреждения особое внимание мы уделяем формированию предметно-пространственной развивающей среды, исходим из самоценности периода дошкольного детства и развития потенциальных возможностей каждого ребенка.
Все пространство предметно-пространственной среды групп безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.
Оборудование помещений групп отвечает требованиям действующих СанПиН, возрастным ограничениям, имеет соответствующую маркировку, сертифицировано, обеспечивает максимальный для каждого возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно насыщена: в достаточной мере оснащена игровым, дидактическим, спортивно-оздоровительным, техническим оборудованием, а также расходными материалами, что обеспечивает игровую, познавательно-исследовательскую и двигательную активность, возможность творческого самовыражения детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. Принцип насыщенности обеспечивается также за счет полифункциональности оборудования.
Построение развивающей предметно-пространственной среды в группах учитывает склонности, интересы, уровень активности детей, что позволяет эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, то есть пространство групп трансформируется в зависимости от образовательной ситуации.
В группах регулярно производится смена игрового материала: сезонная, тематическая, проектная; вносятся новые предметы, игры и игрушки, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, то есть развивающая предметно-пространственная среда групп отвечает принципу вариативности.
Таким образом, материалы и оборудование, представленные в группах, создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду, обеспечивают реализацию Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов.
Поскольку среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, создавая ее для детей, все пространство в группе разделено на определенные зоны или центры. В связи с этим можно выделить следующие центры:
•Образовательный центр;
•Центр ролевой игры;
•Центр искусства;
•Центр природы и экспериментальной деятельности;
•Физкультурно-оздоровительный центр;
•Центр театрализованной деятельности;
•Центр математического развития;
•Центр книги;
•Музыкальный центр;
•Краеведческий центр;
•Центр релаксации (уединения)
Образовательный центр
Это полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Оно с легкостью меняет свой облик. Во-первых, это «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью), во-вторых, «Лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью) и в-третьих, место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми.
Центр природы и экспериментальной деятельности
Комнатные растения с ярко выраженными листьями, стволом, цветками
Инвентарь для ухода за растениями
Календарь погоды
Куклы (мальчик и девочка) одетые по сезону
Природный материал: песок, вода, камешки, ракушки, семена
Сыпучие продукты: мука, манка, бобы, горох, рис
Сосуды с узким и широким отверстием, разной формы, небольшие предметы, которые можно опустить в воду, плавающие и тонущие, трубочки, тазики и т.д.
Центр ролевой игры
Детская мебель, принадлежности к ролевым играм, различные заместители, отображающие быт взрослых. Куклы разных размеров. Комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол. Атрибуты для ряжения.
Центр искусства
Столы для продуктивной художественной деятельности, где дети в свободное время лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы. Шкаф-полка наполнена необходимым изобразительным материалом. Рядом место для выставки «Наше творчество», где на натянутых декоративных шнурах, дети размещают свои рисунки, аппликационные работы. На полочке шкафа-полке, располагаются работы детей по лепке.
Физкультурно-оздоровительный центр.
Центры расположены в основном в спальнях групп на полке- подставке с нишами и вешалками-крючками для спортивного оборудования: мячи разных размеров, мячики массажные. Обручи, гимнастические палки, кольцебросы. кегли, мишени, детская баскетбольная корзина, массажные и ребристые коврики, тренажеры (постоянно меняющиеся), скакалки, и т.д.
Центр театрализованной деятельности
Ширмы, стойка-вешалка для костюмов. Шкаф с костюмами, масками, атрибутами для обыгрывания сказок, куклы и игрушки для различных видов театров (плоскостной, кукольный, перчаточный. пальчиковый, театр на ложках, настольный, теневой, театр картинок). Диски и аудиокассеты для сопровождения театрализованных игр, грим, зеркало, парики.
Центр математического развития
Математические и логические игры для детей разных уровней развития, головоломки, комплекты цифр, математические знаки, набор геометрических фигур, объемные тела, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, Здесь дети могут производить действия с цифрами, знаками, числами, ориентироваться на листе бумаги, используя ковролиновый коврик (коврограф) и магнитную доску, решать логико-математические задачи, составлять целое из частей.
Центр книги
Книжный шкаф-стеллаж, в котором размещены книги для детей по программе и любимые книги для детей: энциклопедические, книги-справочники, словари и словарики, книги по интересам детей, книги по истории и культуре русского и других народов, открытая витрина для книг (на которой располагается сменяющаяся тематическая выставка («Мир сказок», «Корней Чуковский и его книги» и др.). Стол со стульчиками для рассматривания книг.
Музыкальный центр
В шкафу на открытых полках находятся музыкальные инструменты, звучащие предметы-заместители, магнитофон, диски и аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей по программе, голосов природы.
Краеведческий центр
Полки, стеллажи с народной игрушкой, предметами народного быта, историческими сведениями о родном крае и городе, героями народных сказаний, историческими персонажами, русские народные костюмы. Мини-музеи "ИЗБА" и "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
Центр уединения
Уголок уединения решает одну из задач ФГОС ДО - создание благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое. В каждой группе создается индивидуально при помощи ширм, тканевых куполов или матерчатых домиков. Посещение уголка контролируется воспитателями без вмешательства в личное пространство ребенка.