Полезные игры и игрушки для детей раннего возраста
Полезные игры и игрушки для детей раннего возраста
Взросление ребенка – удивительное время. Еще такой маленький человечек проходит такие трудные этапы развития. Именно в периоде раннего возраста ребенок приобретает желание быть самостоятельным. Еще недавно бывшее таким непосредственным общение между взрослым и ребенком окрашивается совсем иными красками: теперь взрослый - это не только тот, кто даст в руки какой-либо предмет, но и покажет, как с ним нужно действовать, научит.
Однако, важно не только показать ребенку, как действовать с тем или иным предметом, нужно делать это одновременно с ним. Такое сотрудничество между ребенком и взрослым не только позволит завладеть вниманием ребенка, но и покажет малышу новые способы применения предметов. Благодаря этому ребенок чувствует свою самостоятельность, приобретает уверенность в своих силах.
Если ребенок в раннем возрасте посещает детский сад, то ответственность выбора полезных игр и игрушек ложится на воспитателей, ведь детский сад становится для ребенка вторым домом.
Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает в себя разные виды игр. Это и подвижные, и сюжетные, и сюжетно-ролевые, и дидактические игры. Самостоятельная ходьба, бег, лазанье, рассматривание картинок и книг, первые попытки изобразительной деятельности – все это сопровождает развитие ребенка изо дня в день. Главная задача воспитателя состоит в создании благоприятных условий для всех этих видов деятельности.
Так как же сделать правильный выбор и помочь ребенку в развитии? Какие правила выбора детских игр и игрушек нужно применять?
Главное правило – игрушки должны способствовать физическому развитию, развитию мелкой моторики, а также речи ребенка. Для такой сложной задачи отлично подойдут игрушки на колесиках, на веревочках, большие мячи и шары. Для развития мелкой и крупной моторики ребенку будут полезны большие мягкие кубики и конструкторы, пирамидки, матрешки, разнообразные баночки и мисочки. Развитию речи способствуют сюжетно-образные игрушки: игрушечные животные, куклы, пальчиковый театр.
Не стоит забывать о том, что игры и игрушки полезны только тогда, когда они учитывают возрастные особенности ребенка. Размер игрушки должен быть не только безопасным, но и удобным.
Подвижные игры являются неотъемлемой частью времяпрепровождения в детском саду. Хорошо, когда подвижные игры имеют сюжет, например, «Мишка косолапый», «Зайка серенький сидит». В процессе игры происходит приучение детей к выполнению определенных правил. Своевременное принятие ребенком роли зависит от взрослых, и способствует формированию ролевого поведения.
Дидактические игры способствуют развитию мыслительных способностей, поскольку содержат умственное задание. Помимо этого дидактические игры способствуют развитию органов чувств, внимания и логического мышления. Примерами таких игр являются « Шарик в ложке», «Шнуровка» и т.д.
Строительные игры полезны тем, что в них ребенок отражает окружающий мир через постройки, проявляет свое творчество.
Особое место уделяется сюжетным играм. Именно в сюжетных играх ребенок копирует поведение взрослых. Воспитателю важно направить игру таким образом, чтобы игра формировалась как деятельность, в основе которой лежит умение ребенка отражать знакомые детям жизненные ситуации. Так, например, воспитатель, показывая, как гладить детским утюжком, делает вид, что утюг горячий.
Значение сенсорного развития ребенка в этом возрасте трудно переоценить. Помощником в развитии восприятия и представлений о внешних свойствах предметов будут сенсорные игры, такие как «Закрой окошки», «Одень куклу».
В заключение хотелось бы вспомнить слова воспитателя и писателя Антона Семеновича Макаренко. «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь».