Музыкально-пальчиковые игры для детей дошкольного возраста
Статью подготовила
музыкальный руководитель
детского сада № 250
Мартьянова Юлия Владимировна
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги и родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным занятиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом ( например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук, должна стать важной частью подготовки к школе.
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Занятия с детьми раннего возраста не должны превышать 5 минут, позже – 10 минут. За это время ребёнок в состоянии удерживать внимание, интерес к материалу и запоминать предложенный объём информации.
Дети 4-7 лет усваивают более сложные упражнения и движения: игра пальцами на каждое слово, творческая импровизация при обыгрывании песен.
Занятия пальчиковыми играми начинается с простейших движений:
- Сжатие пальцев в кулак
- Загибание пальцев поочерёдно
- Соединение пальцев, ладоней
- Упражнения на две руки
- Трудные на дифференциацию движения.
Наибольшее внимание привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вспомните всем известную игру в «Ладушки», в которую играли ещё наши предки.
Сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами создаёт благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание, развивает память, чувство ритма и музыкальную звуковысотность, помогает воображать и фантазировать.
Благодаря музыке или пению можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения.
- «Колечко»- это упражнение хорошо выполнять под вальс. Поочерёдно соединять большой палец с указательным, средним и т.д. Упражнение делать плавно и спокойно, внимательно слушая музыку. Упражнение выполняется сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.
- «Кулак- ребро-ладонь»- это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку. Упражнение выполняется сидя, руки положить на колени. Детям показывают три положения рук:
- кулачки,
- выпрямленные ладони,
- ладони, стоящие ребром на коленях.
Это упражнение можно выполнять сразу двумя руками, сначала в медленном темпе, затем убыстряя. Учить детей вслушиваться в бодрый, весёлый характер марша.
Дома родителям вместе с детьми можно выполнять следующие пальчиковые игры с постепенным усложнением:
1.Кашку варили, Указательным
Ложечкой мешали, пальцем водим
Куколку кормили, по ладошке.
Кошечке давали.
2. Кулачки сложили, Стучим кулачками
Кулачками били: друг о друга.
Тук-тук, тук да тук
Тук-тук, тук да тук.
3. Ладушки-ладушки, Вращаем кистями
Хлопали в ладошки, Хлопаем в
Хлопали в ладошки, ладоши.
Отдохнём немножко. Руки кладём на колени.
4. Мыли мылом ушки, Изображаем, как мы моем ушки.
Мыли мылом ножки, Изображаем, как мы моем ножки.
Ах, какие ладушки, Крутим ладошками
Ладушки-ладошки. перед собой.
Наварили кашки Водим пальчиком
Помешали ложкой, по ладошке.
Ах, какие ладушки, Крутим ладошками.
Ладушки- ладошки.
Строили ладошки Ладошки изображают
Домик для матрёшки. домик над головой.
Ах, какие ладушки, Хлопаем в ладоши
Ладушки-ладошки.
Прилегли ладошки Ладошки «ложатся спать»
Отдохнуть немножко. под правую щёку
Ах, какие ладушки, Ладошки «ложатся спать»
Ладушки-ладошки. под левую щёку.
5. Повстречались два котёнка:»Мяу-мяу!»,
Два щенка : «Ав-ав!»,
Два жеребёнка: «Иго-го!»,
Два тигрёнка : « Р-р-р!»,
Два быка : «Му-у!»,
Смотри , какие рога.
На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения папе или бабушке. Пальчиковые игры формируют и укрепляют тёплые отношения между взрослыми и детьми.