Межличностные взаимоотношения как необходимый аспект в работе педагога
Статью подготовила воспитатель ГБДОУ № 250
Турцева Александра Сергеевна
Межличностные взаимоотношения как необходимый аспект
в работе педагога
Человек – существо общественное. С момента своего рождения он попадает в сложившуюся систему человеческих отношений и вступает во взаимодействие с окружающими – это объективный процесс, возникающий в силу личной и общественной необходимости. Хочет человек или не хочет, задумывается об этом или нет, но он постоянно осуществляет межличностное взаимодействие, прежде всего, с теми, кто его окружает: с родителями, педагогами, друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми. Это межличностное взаимодействие, происходящее в виде обмена словами, улыбками, гримасами, действиями, представляет собой реально функционирующую связь, взаимную зависимость между субъектами.
В образовательном процессе неотъемлемой частью является межличностное взаимодействие. От правильности взаимодействия педагогов зависит эффективность, продуктивность и успех образовательного процесса.
Для описания межличностного взаимодействия используются такие понятия как взаимные действия, взаимовлияние, взаимопонимание, взаимоотношения, общение.
Взаимные действия могут осуществляться в форме содействии (оказания помощи), бездействия (неучастия в действиях другого человека), противодействия (осуществления действий, препятствующих интересам и деятельности партнера по взаимодействию). Взаимовлияние предполагает изменение сознания, поведения, чувств и мотивов партнера. Взаимопонимание характеризуется способностью адекватного отражения личности партнера. Взаимоотношения представляют собой совокупность межличностных оценок, на основе которых у партнера возникает готовность к определенному типу действий и переживаний.
Но! Динамической стороной взаимодействия является межличностное общение - это процесс взаимодействия, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.. Умение слушать собеседника – один из важнейший навыков общения. Люди, не умеющие слушать, сталкиваются с массой проблем в межличностном общении. Главная цель межличностного общения — достижение взаимопонимания. Межличностное общение связано с пополнением знаний (обучением) и сопряженным с ним изменением взглядов и поведения людей.
Общение выполняет различные функции, среди которых такие как обмен информацией, организация совместной деятельности, познание людьми друг друга.
Организация и регуляция совместной деятельности является одной из важнейших функций общения. Корень слова «общение» тот же, что и слова «сообща». Для объединения усилий и организации совместной деятельности людям необходимо не просто собраться в одном месте и что-то делать. В любом деле им важно понимать смысл деятельности, свое место и свою роль в ней, а также умело взаимодействовать с другими участниками этой деятельности. Поэтому межличностное общение, как и совместная деятельность педагогов, является необходимым условием эффективности воспитательного процесса.
Таким образом, основой понимания, взаимопонимания и взаимодействия педагогов друг с другом является межличностное общение – это неотъемлемая часть педагогического процесса. Ведь только посредством общения между коллегами можно достигнуть взаимопонимания, прийти к единому мнению, обсудить воспитательный процесс и план взаимодействия со всеми участниками данного процесса.
При этом всегда стоит учитывать интересы друг друга и всегда быть готовым на сотрудничество.